В понедельник комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал к принятию в первом чтении президентский законопроект об игорном бизнесе. Предполагается, что депутаты рассмотрят документ уже в ближайшую среду. Между тем новые правила по-прежнему вызывают много вопросов как у представителей профильных ведомств, так и у игорного сообщества. Президент внес в Госдуму проект закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" в октябре после встречи в Кремле с лидерами думских фракций. Напомним, что согласно законопроекту с 1 января 2009 года все казино и залы игровых автоматов должны переехать в специально созданные зоны. В связи с этим предлагается создать два вида игорных территорий: зоны поселений и особые зоны. Первые могут располагаться в городах и поселках. А вот вторые (крупные центры игр и развлечений) - лишь на землях вне жилых территорий. Впрочем, это произойдет не сразу. Сначала, с 1 июля 2007 года, в силу вступят ограничения, которые должны способствовать концентрации игорного бизнеса. А именно: чистые активы организатора игорного заведения должны быть не менее 600 млн рублей, минимальный размер казино - 800 кв. метров, зала игровых автоматов - 100 кв. метров, минимальное количество игорных столов - 15, автоматов - 45. И только на втором этапе - с 2009 года - заведения выведут в игорные зоны. Принимать решение о создании и размещении последних будет правительство по согласованию с региональными властями. Но уже сейчас известно, что две зоны появятся в европейской части страны и по одной - в Сибири и на Дальнем Востоке. Эти "территории азарта" будут создавать на десятилетний срок. При этом особо оговаривается, что они не могут располагаться в жилых домах, детских и образовательных учреждениях, а также культурных и религиозных организациях. От игромании также уберегут больницы, санатории и вокзалы. Поиграть на деньги станет невозможным и по Интернету, а также с помощью других средств связи. Сами двери казино с грохотом захлопнут перед несовершеннолетними посетителями. Правда, чтобы получить желанное место под солнцем, владельцам казино прежде придется заручиться специальным разрешением, дающим право заниматься игорным бизнесом. А чтобы закрыть доступ на игорный рынок иностранцам, законодатели предусмотрели, что организаторами игорного бизнеса могут быть исключительно российские юридические лица. Игорные заведения, которые не пройдут отбор, покинут рынок естественным путем. В 2009 году у них просто закончатся лицензии на работу. На заседании профильного комитета представитель президента в Госдуме Александр Косопкин назвал предстоящие изменения "абсолютно новым подходом" к организации игорного бизнеса. Тем не менее, представители игорного сообщества высказали немало претензий к концепции законопроекта. Так, президенту Ассоциации игорного бизнеса в Интернете Олегу Журавскому не понравилось положение проекта, в соответствии с которым к игорному бизнесу теперь будут относить и букмекерство. "Букмекерство не является игорным бизнесом и не несет социального вреда, а законопроект убивает этот бизнес", - попытался отстоять интересы своих коллег Журавский. "Умереть" этому виду игорного бизнеса придется хотя бы потому, что его нельзя измерить активами. Между тем, данное требование к игорным заведениям числится по новому закону в качестве приоритетного. "У нас нет чистых активов. Все наши активы - это наши мозги, компьютер", - сказал Журавский. По его словам, к букмекерским конторам и тотализаторам должны приниматься особые требования - отдельное лицензирование, а пункты приема ставок не должны оказаться в обособленных игорных зонах. Кроме того, Журавский считает нереализуемым требование законопроекта запретить организацию азартных игр в Интернете. В Минфине же больше озабочены перспективой сбора налогов с казино по новым правилам. Директор департамента финансовой политики Минфина Олег Саватюгин считает, что на этом пути власти ждут неминуемые сложности. По его словам, на сборы могут рассчитывать только четыре субъекта РФ, в границах которых разместятся игорные резервации. А вот как быть в случае расположения зон на стыке сразу нескольких регионов? Необходимо также учитывать, что налог с казино составляет немалую долю доходов в региональных бюджетах. Только в 2005 году сборы по стране составили в целом более 20 млрд рублей, напомнил Саватюгин. В связи с этим он предложил заменить налог на игорный бизнес налогом на прибыль компаний. Еще одна проблема - вероятность ухода игорных заведений в тень после вступления закона в силу. "Мнение о том, что большинство игорных заведений уйдут в тень с 2009 г., сбрасывать со счетов нельзя", - заявил в свою очередь руководитель комиссии правительства по игорному бизнесу Москвы Валерий Иванов. А дабы пресечь деятельность нелегалов, представители Минфина уже сейчас настаивают на ужесточении уголовного и административного законодательства.
|